Фестиваль «Опера априори» открылся редкостями Бетховена и Мейербера

Их оказалось не так-то просто исполнить
Дирижер Максим Емельянычев/ Ира Полярная

Фестиваль «Опера априори» открылся программой из редкой музыки Бетховена и Мейербера, которую оказалось не так-то просто исполнить.

Независимый вокальный фестиваль, каждый концерт которого обычно становится событием, часто предлагает готовые программы европейских звезд. Но бывает и по-другому, как сейчас: продюсер Елена Харакидзян нашла раритеты и подыскала для их исполнения музыкантов. Они объединились вокруг восходящей европейской звезды – дирижера Максима Емельянычева, двукратного лауреата премии ECHO Klassik и номинанта «Грэмми», чувство стиля которого соперничает только с его же обаянием. Оркестр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, на сцене которого прошло событие, под управлением Емельянычева играл увлеченно и гладко, хотя пока и не так, как аутентичный Il Pomo d’Oro, которым молодой дирижер руководит в Европе.

Сопрано Наталья Мурадымова достойно справилась с относительно ранней концертной арией Бетховена Ah! Perfido! – где героиня жалуется на оставившего ее возлюбленного. В этой развернутой арии Бетховен похож на Моцарта – и все же это Бетховен. А Фантазия для фортепиано, хора и оркестра – Бетховен несомненный, поскольку в ней во многих вариациях репетируется тема «Обнимитесь, миллионы». В фантазии общечеловеческого пафоса еще нет, музыка воспевает саму музыку, и есть за что – фортепианная партия, которую со вкусом и мастерством с айпада сыграл Лукас Генюшас, изумительно сочетается не только с духовыми и струнными в оркестре, но и с голосами хора.

В ранней кантате Gli amori di Teolinda («Любовные муки Теолинды») Джакомо Мейербер похож на Россини – и все же это Мейербер. В 1816 г. он еще не изобрел своего большого романтического стиля, но 35-минутная кантата, где героиня тоже мучается из-за отвергнутой любви, может считаться эскизом знаменитых сцен сумасшествия в операх бельканто, в которых виртуозность и светящийся мажор превращают страдание в трансцендентный восторг. Мейерберу с исполнителями повезло меньше, чем Бетховену. Голос превосходной певицы Надежды Кучер оказался темброво бедноват для такой музыки, а колоратурам недостало органической безупречности. Сольная партия кларнета в казусном исполнении Игоря Федорова превратилась в коллекцию технических огрехов. Порадовали только хор пастухов и опрятный звук оркестра.

Следующий концерт фестиваля «Опера Априори» пройдет 17 марта в Концертном зале Чайковского.

Стефани д’Устрак споет музыку французского барокко